вівторок, 8 лютого 2011 р.

Франческо Гверчино

Итальянский художник эпохи барокко, родился в Ченто близ Болоньи 8 февраля 1591. Его настоящее имя – Джованни Франческо Барбьери. Его произведениям присуща то страстная патетика, доходящая порой до драматической напряженности, то строгая уравновешенность, граничащая с салонной холодностью и красивостью. Поэтому можно сказать, что творчество мастера по-своему отражает сложный и противоречивый путь европейской культуры 17 столетия, и в частности многообразие художественных поисков в искусстве Италии.

Гверчино создавал фрески и станковые картины на религиозные и мифологические темы, писал портреты, в юности выполнял также декоративные работы. Работал художник в своем родном городе Ченто, а также в Венеции, Риме и Болонье, где и закончил свой жизненный и творческий путь.
 
Художественная деятельность Гверчино начинается в родном Ченто. При этом художник сразу проявляет творческую самостоятельность. В то время как крупнейшие представители болонской школы пренебрегали реальностью с ее «некрасивостью» и «несовершенством», Гверчино упорно изучает натуру, вводит ее в свои произведения, не стремясь при этом «возвысить над жизнью». Такие работы художника, как «Мучение св. Петра», «Танкред и Эрминия», «Блудный сын», сохраняют определенную долю театральной патетики и академическую законченность композиции. Но при этом манера исполнения отличается сознательно плотной лепкой фигур, грубоватой фактурностью письма; явно прослеживается тенденция к демократизации образов.

После переезда в Рим художник создает свои лучшие произведения станковой живописи («Св. Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние», «Явление ангела св. Бенедикту и св. Франциску», «Вознесение Марии», «Св. Иероним с трубящим ангелом» и др.), а также декоративный цикл росписей виллы Людовизи. Плафон виллы Людовизи в Риме, расписанный Гверчино в 1621 — 23 годах, является одним из ярких примеров торжества стиля барокко, получившего широкое распространение в искусстве 17 века.
 
В 1642 году Гверчино переезжает в Болонью, где возглавляет Академию. Болонский период творчества художника не обнаружил ожидаемого развития тех творческих методов, которых с таким упорством придерживался Гверчино в предшествующие годы. Свои эстетические позиции художник начинает утрачивать еще в римский период. Теперь в его творчестве возобладали академические мотивы.

Стиль художника резко изменился в этот период под влиянием Гвидо Рени («Мученичество Екатерины», Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Агарь», 1657, Милан, Пинакотека Брера). Манера поздних работ мастера стала более условной, например, в таких картинах, как «Явление Богоматери святому Бруно» (Болонья, галерея) и «Сивилла Кумская» (1651, Лондон, галерея Магон).
Творческое наследие Гверчино интересно именно тем, что в нем как бы сфокусированы основные открытия, борьба и существование направлений художественной жизни целой эпохи.

Немає коментарів:

Дописати коментар