Вчера ночью была на закрытии
международной выставки современного искусства в Киеве. Я приехала к полночи и
уехала около трёх часов утра, под закрытие. Поразили аншлаги, масштабность, всё
в радиусе нескольких километров было забито машинами, центральные улицы
Печерска превратилось в сплошную парковку, громкая музыка и толпы народа.
Ночью! 2 месяца выставки закончились феерическим закрытием.
Бьеннале современного
искусства 2012 состоялось и в следующий раз будет аж через 2 года.
Хочу поделиться личными
впечатлениями об увиденном. В основном, это были инсталляции и комбинации
разных эффектов, работающих на восприятие.
Если меня спросят:
«Понравилось?», я отвечу однозначно «Да!!!». Если меня спросят «Ты получила
удовольствие?», я отвечу однозначно «Нет, на это смотреть неприятно; сплошная
динамика смерти, насилия и равнодушия человека к человеку». На это легче
«закрыть глаза».
Если раньше художники показывали
красоту, то теперь показывают проблемы общества глобального характера.
Современное искусство не для
того, чтобы смотреть, а для того, чтоб думать. Смотреть не на что (с точки
зрения эстетики), думать есть много о чём (с точки зрения глубины поднятого
вопроса, главной темы работы)
Поразило больше всего следующее –
работы современных художников просто кричат увидеть то, что у общества лежит
«под носом», но никто этого не хочет видеть. Работы современных художников
заставляют мыслить. Для тех людей, которые ищут удовольствия от созерцания
нужно идти к старым мастерам в музеи, там цели другие.
Очень много инсталляций носило
смысловую нагрузку, связанную с порабощением человека вещами, фетишами и
всевозможными веяниями, которыми человек себя же разрушает. Приведу пример
некоторых работ, которые особо впечатались в память. Не помню их точные
названия, но помню смысл.
О том, что без напряжения
человеку в современном обществе не выжить. Видео двух акробатов, один
другого держит на руках: человек живёт в постоянном стрессе; только
ослабишь руки, падаешь и оказываешься на полу, стоит чуточку расслабиться и в
миг «слетишь с катушек».
О культе вещей, что свою
жизнь человек подчиняет ложным ценностям. Мне понравилось 2 работы.
Одна: бесформенный фарфор лежащий скопом в яме. Его было реально много, Это
реально дорогой фарфор, который имеет денежную ценность, но с точки зрения
времени и пользы миру – это хлам. Вторая работа: по кругу навалено большое
количество вещей, всевозможных тряпок, а наверху этого «амфитеатра» стоит
пластмассовый стул. Как по мне, ярко показано идолопоклонничество вещам,
одежде.
О культе тела, что человек
до абсурда доводит свои действия в гонке за целью «красивое тело» и «сохранить
молодость». Понравилось 2 работы: панно c красивым женским лицом,
которое выложено из мёртвых увядших гвоздик и фотоинсталляция из трёх женских
силуэтов, где что-то обязательно изуродовано или накачано силиконом. И всё в
гонке соответствовать придуманному идеалу.
О создании примеров для
подражания. Этой теме было уделено много работ, мне запомнилась
следующая: фотоинсталляция на которой изображены толпа коленопреклоненных голых
людей перед толстым идолом из золота. У людей голые попы, они нищие и босые и
покорно «бьют челом» перед золотом, не поднимая головы.
О насилии диктаторами и
порабощении одних людей другими. Тут были задействованы, в основном,
исторические персонажи. Запомнился «памятник спичке» и «аллея звёзд» с фотографиями самых жёстких диктаторов в
истории. Кстати, Путин там тоже был. Ролики из фильмов Довженко, которые в
советское время были запрещены. Причём самые жёсткие моменты тогдашнего
времени, показывающие насколько Украина была сырьевым придатком. Понравилось
работа «письмо Гитлеру» (с просьбой не осуществлять насилие над людьми): дверь,
сверху вниз идёт пар, в нём проглядываются буквы, проходя в другой зал ты его чувствуешь, смысловая задумка «что это
письмо так и осталось паром, воздухом, Гитлер на него не обратил внимание»
О загрязнении окружающей
среды. Очень много работ, посвящённых теме как люди загрязняют
окружающую среду и потом сами же живут в дерьме. Всех их и не перечислить.
Об отсутствии личного
пространства у человека. Была работа: коробка (типа дом), которая
построена полностью из окон и дверей, стен нету, заходи и выходи, кто
хочешь, а посреди дома растёт дерево. Работу сделал китаец, который
подчёркивает, что места им крайне мало. А если есть место, то личного
пространства нет.
О нищих и равнодушии
окружающих к ним. По этой теме была интересная работа: три бокса, в
одном боксе – предметы быта (мыло, веник и т.п.), в другом – уголь, а в третьем - капуста (еда).
Боксы все закрыты на замки, демонстрирующие, что нищему человеку это
всё недоступно: ни уют, ни тепло, ни еда.
Одной из завершающих бьеннале работ была баскетбольная корзина, вверху которой расположен "глаз познания, Бога, всевидящее око", под корзиной на полу много камней символизирующих препятствия и ложь. Ключевой посыл - человек стремится познать истину.
Одной из завершающих бьеннале работ была баскетбольная корзина, вверху которой расположен "глаз познания, Бога, всевидящее око", под корзиной на полу много камней символизирующих препятствия и ложь. Ключевой посыл - человек стремится познать истину.
Как по мне современное искусство
интересно себя выражает: показать глобальную проблему через задействование
простейших вещей, по сути того, что окружает человека ежедневно. Я не могу
сказать, что тут высокая эстетика, но уверенно могу сказать, что тут глубокая
мысль, по крайней мере - попытка привлечь к этому внимание других.
Чакова Лилия,
эксперт-искусствовед
Немає коментарів:
Дописати коментар