вівторок, 31 липня 2012 р.

Современное искусство не для того, чтобы смотреть, а для того, чтобы думать.


Вчера ночью была на закрытии международной выставки современного искусства в Киеве. Я приехала к полночи и уехала около трёх часов утра, под закрытие. Поразили аншлаги, масштабность, всё в радиусе нескольких километров было забито машинами, центральные улицы Печерска превратилось в сплошную парковку, громкая музыка и толпы народа. Ночью! 2 месяца выставки закончились феерическим закрытием.
Бьеннале современного искусства 2012 состоялось и в следующий раз будет аж через 2 года.

Хочу поделиться личными впечатлениями об увиденном. В основном, это были инсталляции и комбинации разных эффектов, работающих на восприятие.

Если меня спросят: «Понравилось?», я отвечу однозначно «Да!!!». Если меня спросят «Ты получила удовольствие?», я отвечу однозначно «Нет, на это смотреть неприятно; сплошная динамика смерти, насилия и равнодушия человека к человеку». На это легче «закрыть глаза».
Если раньше художники показывали красоту, то теперь показывают проблемы общества глобального характера.
Современное искусство не для того, чтобы смотреть, а для того, чтоб думать. Смотреть не на что (с точки зрения эстетики), думать есть много о чём (с точки зрения глубины поднятого вопроса, главной темы работы)

Поразило больше всего следующее – работы современных художников просто кричат увидеть то, что у общества лежит «под носом», но никто этого не хочет видеть. Работы современных художников заставляют мыслить. Для тех людей, которые ищут удовольствия от созерцания нужно идти к старым мастерам в музеи, там цели другие.

Очень много инсталляций носило смысловую нагрузку, связанную с порабощением человека вещами, фетишами и всевозможными веяниями, которыми человек себя же разрушает. Приведу пример некоторых работ, которые особо впечатались в память. Не помню их точные названия, но помню смысл.
О том, что без напряжения человеку в современном обществе не выжить. Видео двух акробатов, один другого держит на руках: человек живёт в постоянном стрессе; только ослабишь руки, падаешь и оказываешься на полу, стоит чуточку расслабиться и в миг «слетишь с катушек».
О культе вещей, что свою жизнь человек подчиняет ложным ценностям. Мне понравилось 2 работы. Одна: бесформенный фарфор лежащий скопом в яме. Его было реально много, Это реально дорогой фарфор, который имеет денежную ценность, но с точки зрения времени и пользы миру – это хлам. Вторая работа: по кругу навалено большое количество вещей, всевозможных тряпок, а наверху этого «амфитеатра» стоит пластмассовый стул. Как по мне, ярко показано идолопоклонничество вещам, одежде.
О культе тела, что человек до абсурда доводит свои действия в гонке за целью «красивое тело» и «сохранить молодость». Понравилось 2 работы: панно c красивым женским лицом, которое выложено из мёртвых увядших гвоздик и фотоинсталляция из трёх женских силуэтов, где что-то обязательно изуродовано или накачано силиконом. И всё в гонке соответствовать придуманному идеалу.
О создании примеров для подражания. Этой теме было уделено много работ, мне запомнилась следующая: фотоинсталляция на которой изображены толпа коленопреклоненных голых людей перед толстым идолом из золота. У людей голые попы, они нищие и босые и покорно «бьют челом» перед золотом, не поднимая головы.
О насилии диктаторами и порабощении одних людей другими. Тут были задействованы, в основном, исторические персонажи. Запомнился «памятник спичке» и «аллея звёзд»  с фотографиями самых жёстких диктаторов в истории. Кстати, Путин там тоже был. Ролики из фильмов Довженко, которые в советское время были запрещены. Причём самые жёсткие моменты тогдашнего времени, показывающие насколько Украина была сырьевым придатком. Понравилось работа «письмо Гитлеру» (с просьбой не осуществлять насилие над людьми): дверь, сверху вниз идёт пар, в нём проглядываются буквы, проходя в другой зал ты  его чувствуешь, смысловая задумка «что это письмо так и осталось паром, воздухом, Гитлер на него не обратил внимание»
О загрязнении окружающей среды. Очень много работ, посвящённых теме как люди загрязняют окружающую среду и потом сами же живут в дерьме. Всех их и не перечислить.
Об отсутствии личного пространства у человека. Была работа: коробка (типа дом), которая построена полностью из окон и дверей, стен нету, заходи и выходи, кто хочешь, а посреди дома растёт дерево. Работу сделал китаец, который подчёркивает, что места им крайне мало. А если есть место, то личного пространства нет.
О нищих и равнодушии окружающих к ним. По этой теме была интересная работа: три бокса, в одном боксе – предметы быта (мыло, веник и т.п.),  в другом – уголь, а в третьем - капуста (еда). Боксы все закрыты на замки, демонстрирующие, что нищему человеку это всё недоступно: ни уют, ни тепло, ни еда.
Одной из завершающих бьеннале работ была баскетбольная корзина, вверху которой расположен "глаз познания, Бога, всевидящее око", под корзиной на полу много камней символизирующих препятствия и ложь. Ключевой посыл - человек стремится познать истину. 

Как по мне современное искусство интересно себя выражает: показать глобальную проблему через задействование простейших вещей, по сути того, что окружает человека ежедневно. Я не могу сказать, что тут высокая эстетика, но уверенно могу сказать, что тут глубокая мысль, по крайней мере - попытка привлечь к этому внимание других. 

Чакова Лилия,
эксперт-искусствовед

Немає коментарів:

Дописати коментар