
Вчера ночью была на закрытии
международной выставки современного искусства в Киеве. Я приехала к полночи и
уехала около трёх часов утра, под закрытие. Поразили аншлаги, масштабность, всё
в радиусе нескольких километров было забито машинами, центральные улицы
Печерска превратилось в сплошную парковку, громкая музыка и толпы народа.
Ночью! 2 месяца выставки закончились феерическим закрытием.
Бьеннале современного
искусства 2012 состоялось и в следующий раз будет аж через 2 года.
Хочу поделиться личными
впечатлениями об увиденном. В основном, это были инсталляции и комбинации
разных эффектов, работающих на восприятие.
Если меня спросят:
«Понравилось?», я отвечу однозначно «Да!!!». Если меня спросят «Ты получила
удовольствие?», я отвечу однозначно «Нет, на это смотреть неприятно; сплошная
динамика смерти, насилия и равнодушия человека к человеку». На это легче
«закрыть глаза».
Если раньше художники показывали
красоту, то теперь показывают проблемы общества глобального характера.
Современное искусство не для
того, чтобы смотреть, а для того, чтоб думать. Смотреть не на что (с точки
зрения эстетики), думать есть много о чём (с точки зрения глубины поднятого
вопроса, главной темы работы)
Поразило больше всего следующее –
работы современных художников просто кричат увидеть то, что у общества лежит
«под носом», но никто этого не хочет видеть. Работы современных художников
заставляют мыслить. Для тех людей, которые ищут удовольствия от созерцания
нужно идти к старым мастерам в музеи, там цели другие.
Очень много инсталляций носило
смысловую нагрузку, связанную с порабощением человека вещами, фетишами и
всевозможными веяниями, которыми человек себя же разрушает. Приведу пример
некоторых работ, которые особо впечатались в память. Не помню их точные
названия, но помню смысл.
О том, что без напряжения
человеку в современном обществе не выжить. Видео двух акробатов, один
другого держит на руках: человек живёт в постоянном стрессе; только
ослабишь руки, падаешь и оказываешься на полу, стоит чуточку расслабиться и в
миг «слетишь с катушек».
О культе вещей, что свою
жизнь человек подчиняет ложным ценностям. Мне понравилось 2 работы.
Одна: бесформенный фарфор лежащий скопом в яме. Его было реально много, Это
реально дорогой фарфор, который имеет денежную ценность, но с точки зрения
времени и пользы миру – это хлам. Вторая работа: по кругу навалено большое
количество вещей, всевозможных тряпок, а наверху этого «амфитеатра» стоит
пластмассовый стул. Как по мне, ярко показано идолопоклонничество вещам,
одежде.
О культе тела, что человек
до абсурда доводит свои действия в гонке за целью «красивое тело» и «сохранить
молодость». Понравилось 2 работы: панно c красивым женским лицом,
которое выложено из мёртвых увядших гвоздик и фотоинсталляция из трёх женских
силуэтов, где что-то обязательно изуродовано или накачано силиконом. И всё в
гонке соответствовать придуманному идеалу.
О создании примеров для
подражания. Этой теме было уделено много работ, мне запомнилась
следующая: фотоинсталляция на которой изображены толпа коленопреклоненных голых
людей перед толстым идолом из золота. У людей голые попы, они нищие и босые и
покорно «бьют челом» перед золотом, не поднимая головы.

О загрязнении окружающей
среды. Очень много работ, посвящённых теме как люди загрязняют
окружающую среду и потом сами же живут в дерьме. Всех их и не перечислить.
Об отсутствии личного
пространства у человека. Была работа: коробка (типа дом), которая
построена полностью из окон и дверей, стен нету, заходи и выходи, кто
хочешь, а посреди дома растёт дерево. Работу сделал китаец, который
подчёркивает, что места им крайне мало. А если есть место, то личного
пространства нет.

Одной из завершающих бьеннале работ была баскетбольная корзина, вверху которой расположен "глаз познания, Бога, всевидящее око", под корзиной на полу много камней символизирующих препятствия и ложь. Ключевой посыл - человек стремится познать истину.
Как по мне современное искусство
интересно себя выражает: показать глобальную проблему через задействование
простейших вещей, по сути того, что окружает человека ежедневно. Я не могу
сказать, что тут высокая эстетика, но уверенно могу сказать, что тут глубокая
мысль, по крайней мере - попытка привлечь к этому внимание других.
Чакова Лилия,
эксперт-искусствовед
Немає коментарів:
Дописати коментар